В Кировской области, как и в ряде других регионов, идет процесс перехода на новую одноуровневую систему управления – создание единого муниципального округа на территории муниципальных районов.
Об одноуровневой системе управления
Существующая социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях приводит к неспособности небольших муниципальных образований в полной мере осуществлять все предписанные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия.
Одним из решений проблемы является процесс укрупнения муниципальных образований. Но в муниципальных районах с численностью до 15 тыс. жителей, создание даже минимального количества (двух) поселений не решает возникающие проблемы.
Наиболее эффективной системой управления, обеспечивающей возможность консолидации бюджетных, представительских и административных ресурсов на территориях с небольшой численностью населения является создание единого муниципального образования.
С 1 мая 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым введен новый вид муниципального образования – муниципальный округ. муниципальный округ - несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. По сути муниципальный округ – это муниципальный район без городских и сельских поселений.
Законодательное закрепление нового вида муниципального образования создает новые возможности для осуществления местного самоуправления исходя из требований времени, дополняет существующие виды муниципальных образований, оставляя право субъектам Российской Федерации совместно с населением соответствующих территорий выбирать наиболее подходящий вид муниципального устройства с учетом исторических, географических, демографических и социально-политических тенденций развития территории.
Плюсы создания единого муниципального образования:
- Единое муниципальное образование, включающее один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов,
не являющихся муниципальными образованиями, обеспечивает на своей территории решение вопросов местного значения как бывших поселений,
так и муниципального района, а также отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. - Повышается бюджетная эффективность расходов местных бюджетов, в том числе сокращаются расходы на аппарат управления, уменьшается количество органов местного самоуправления и предельная штатная численность работников органов местного самоуправления:
вместо нескольких глав муниципальных образований (глав городских и сельских поселений, главы района) будет существовать одна должность главы муниципального округа;
вместо представительных органов нескольких муниципальных образований (поселковых и сельских Дум, районной Думы) будет образован один представительный орган муниципального округа;
вместо нескольких администраций городских и сельских поселений, администрации района будут образована одна администрация муниципального округа.
- Повышается эффективность муниципального управления. В администрации единого муниципального образования консолидируются кадровые ресурсы, создаются единые органы муниципального управления в сфере финансов, управления имуществом и земельными ресурсами, образования, культуры. На территориях преобразованных поселений создаются территориальные отделы, которые будут оперативно решать вопросы непосредственного жизнеобеспечения и связи с населением.
- Создание единого муниципального образования будет способствовать:
развитию единой коммунальной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры и ее доступности для населения объеденной территории;
консолидации финансовых ресурсов и осуществлению единой финансовой и инвестиционной политики на всей территории за счет оптимизации бюджетной политики, повышения инвестиционного потенциала территории (единое муниципальное образование - единая территория - единый устав - единый бюджет, учитывающий интересы всех территорий и возможность концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, стратегическое планирование социально-экономического развития единого муниципального образования, централизованный аппарат управления);
повышению оперативности решения вопросов управления объединенной территорией за счет формирования территориальных систем муниципального управления, решению социальных вопросов, планированию развития территорий, оперативному управлению ресурсами местных бюджетов;
повышению доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
- Административно-территориальная единица – район, в границах территории которого осуществляется объединение поселений и создание муниципального округа, сохраняется, в связи с чем не потребуется изменение адресов места жительства граждан и местонахождения юридических лиц и предпринимателей.
- Статус сельских населённых пунктов не изменяется и на территории муниципального округа сохраняются:
льготы, компенсации и другие меры социальной поддержки (компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения), предусмотренные федеральным и областным законодательством работникам образовательных организаций, медицинским, фармацевтическим, социальным работникам, специалистам культуры и ветеринарной службы работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа;
тарифы на коммунальные услуги (водо-, теплоснабжение, водоотведение), так как они устанавливаются ресурсоснабжающими организациями исходя из затрат на оказание услуг и не зависят от статуса населенного пункта (сельский или городской);
тарифы на электроснабжение, так как устанавливаются в зависимости от статуса населенного пункта, в котором проживает население (сельский или городской), а образование на территории муниципального района муниципального округа не изменяет статус населенного пункта и плата за электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, сохранится с применением понижающего коэффициента;
порядок осуществления похозяйственного учета в преобразованных территориях;
доходная база местных бюджетов, возможность принимать участие в реализации федеральных и областных целевых программ, в том числе сохранение государственной поддержки развития сельских территорий;
возможность реализации гражданской активности населения через участие в работе органов территориального общественного самоуправления, введения самообложения, участия в реализации проектов местных инициатив и других формах участия населения в осуществлении местного самоуправления.
- Статьей 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Таким образом, постановка и снятие с воинского учета граждан, проживающих (пребывающих) на территории вновь образованного муниципального округа при отсутствии структурного подразделения военного комиссариата на его территории будет осуществляться администрацией этого муниципального округа.
- В соответствии со статьей 1 Основ Законодательства о нотариате (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.07.2019 № 226-ФЗ) право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 Основ, имеют во входящем в состав территории муниципального округа, населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, - уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение муниципальных образований статусом муниципального округа осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
К обязательным требованиям к территории муниципального округа отнесены следующие:
- территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения;
- в состав территории муниципального округа входят несколько объединенных общей территорией населенных пунктов;
- территория населенного пункта должна полностью входить в состав муниципального округа;
- границы муниципального округа, как правило, устанавливаются с учетом транспортной доступности до их административных центров
и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов (поселений), входящих в их состав.
Федеральным законом предусмотрено, что объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования. Преобразования поселений, в результате которых муниципальный район будет состоять из одного поселения, не допускаются. Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, и образование муниципального округа влечет создание вновь образованного муниципального образования.
Комментарий главы Опаринского района А. Д. Макарова относительно перехода на новую систему управления
– Решением Опаринской районной Думы от 18.09.2020 выдвинута инициатива образования Опаринского муниципального округа – единого муниципального образования.
В 6 районах области уже перешли на такую систему. С начала 2020 года муниципальные округа образованы в Санчурском и Богородском районах, в процессе перехода Свечинский, Арбажский, Фаленский, Кикнурский. Готовятся еще 13 районов, включая Мурашинский и Лузский.
При сегодняшней системе управления в нашем районе сформировано 8 представительных органов (7 – Думы поселений и Опаринская районная Дума), каждое муниципальное образование имеет свой бюджет, административный аппарат. После преобразования будет единый бюджет, один представительный орган, один глава. Произойдет экономия бюджетных средств, которая останется в муниципалитете и будет направлена на решение вопросов благоустройства. Территориальный отдел, сформированный в каждом из преобразованных поселений, займется решением вопросов жизнеобеспечения, тесного взаимодействия с населением, а разработка, принятие и контроль исполнения нормативно-правовых документов перейдет в администрацию округа. Статус сельских поселений не изменится, все льготы, ставки, тарифы, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, останутся в полном объеме.
Уже сегодня согласно принятым законам часть полномочий сельских поселений перешла в районную администрацию. Например, по теплоснабжению (исключая пока Маромицу и Речной). Со следующего года району перейдут полномочия по водоснабжению. Соответственно, круг обязанностей на местах заметно сужается.
Многие поселения испытывают кадровые проблемы при формировании органов местного самоуправления (с избранием депутатов и глав, аппарата местных администраций). С переходом на новую систему часть этих проблем отпадет сама собой.
Подчеркну, что территориальных изменений не произойдет (границы района останутся теми же), изменится только система управления. Кстати, аналогичная одноуровневая система существовала и раньше и была весьма эффективна.
20 октября 2020 года в 11 час. в районном центре культуры и досуга состоятся публичные слушания по проекту решения Опаринской районной Думы «О выражении согласия населения Опаринского муниципального района Кировской области на объединение Опаринского городского поселения с Альмежским сельским поселением, Вазюкским сельским поселением, Заринским сельским поселением, Маромицким сельским поселением, Речным сельским поселением, Стрельским сельским поселением, входящих в состав Опаринского муниципального района Кировской области и образование Опаринского муниципального округа Кировской области».
Публичные слушания пройдут также во всех поселениях района. Приглашаем жителей к обсуждению данного вопроса.
Окончательное принятие решения о переходе на одноуровневую систему управления произойдет только после рассмотрения и одобрения со стороны общественности, депутатского корпуса. Если такое решение будет принято, переход на новую систему состоится в 2022 году.